Поиск по сайту

Инфляция съедает доходы педагогов Казахстана

Поделиться:
YWXlzDHMV4.jpg
Фото из открытых источников

В Казахстане наблюдается снижение покупательной способности зарплат педагогов при росте номинальных показателей передает Педагог-KZ со ссылкой на finprom.kz. 

По данным бюро национальной статистики с 2023 года индекс реальной заработной платы педагогов не дотягивает до 100%. При этом номинальная зарплата и на бумаге, и фактически растёт. Только вот купить на неё можно всё меньше и меньше товаров.

Как сообщает Finprom за первое полугодие 2025 года номинальная заработная плата в образовании в годовом выражении увеличилась на 7,1%, и составила 337,7 тыс. тг. При этом её покупательная способность снизилась на 3%: индекс реальной зарплаты составил 97%.

Многолетние данные показывают, что дела у учителей шли неплохо только тогда, когда кадровая политика в сфере образования находилась на «ручном» управлении. Речь идёт о периоде пандемии: в 2020 году номинальная зарплата в секторе выросла на 31%, тогда как в целом по экономике этот индикатор увеличился всего на 14%.

В 2021 году ситуация была аналогичной: номинальную заработную плату педагогов подняли на 24,1%, в целом по экономике она выросла всего на 17,5%. Далее зарплаты учителей, воспитателей и преподавателей росли либо в темпе, характерном для экономики в целом, либо ещё медленнее. Вместе с тем инфляция не стояла на месте. Эти два фактора вместе сыграли плохую шутку: постепенно покупательная способность заработных плат в сфере образования снижалась. Отметим: не в каждом сегменте образования индекс реальной заработной платы в январе–июне текущего года был меньше 100%.

Например, у преподавателей в вузах покупательная способность зарплат выросла на 5,8%, у воспитателей в детских садах — на 1,3%, у учителей начальных классов — на 0,5%. Впрочем, даже со своими 0,5% последним будет чем «похвастаться» в учительской перед коллегами, учителями среднего звена, покупательная способность зарплат которых не только не выросла, но даже уменьшилась на 4,1%. Такая ситуация фактически сигнализирует о том, что учителя беднеют, притом не первый год.