Поиск по сайту

За пять лет из-за пересмотра учебников Казахстан потерял 16 миллиардов тенге

Поделиться:
45zidUJcE5.jpg
Фото пресс-служба ВАП

Аудит выявил в системе среднего образования финансовые нарушения на 1,1 млрд, неэффективное планирование средств на Т62,4 млрд, а также их нецелевое использование на Т3,2 млрд, сообщает пресс-служба Высшей аудиторской палаты сообщает Педагог - KZ. 

«Высшая аудиторская палата провела аудит эффективности использования средств, выделенных на развитие и повышение качества среднего образования. Его результаты рассмотрены на заседании во главе с председателем ВАП Алиханом Смаиловым. (…) В целом государственным аудитом установлено финансовых нарушений на сумму Т1,1 млрд, неэффективное планирование средств и ресурсов – Т62,4 млрд, неэффективное использование – Т3,2 млрд», - говорится в сообщении.

Согласно материалам аудита, с 2019 года в Казахстане наблюдается рост числа школ, учащихся и преподавателей, что свидетельствует о расширении доступности образования. Финансирование сферы также увеличилось с Т1,3 трлн в 2019 году до Т4,8 трлн в 2024 году.

Несмотря на это, государственный аудит выявил ряд проблем, снижающих эффективность принимаемых мер. Они касаются стратегического планирования, оценки качества образования, подготовки и трудоустройства педагогов, их переподготовки, методологического обеспечения учебного процесса, а также государственного регулирования и контроля. Как отметил член ВАП Нурлан Нуржанов, частые изменения государственных программ приводят к прерыванию ранее начатых инициатив, что создает нестабильность в образовательной политике.

В ходе заседания было подчеркнуто, что в формировании госзаказа на подготовку педагогов существуют значительные расхождения между прогнозами министерства труда и реальными потребностями системы образования. Это объясняется недостатками методологии расчета.

Вопросы также возникли к системе повышения квалификации педагогов. Пост-курсовое сопровождение должно помогать учителям применять полученные знания на практике, но в реальности ограничивается семинарами и публикациями. Кроме того, реформы в образовательных стандартах проводятся несистемно. Частые изменения учебных программ приводят к пересмотру выпущенных учебников и неэффективным расходам бюджета.

За последние пять лет из-за этих процессов экономические потери составили более Т16 млрд.

Аудит также выявил недостатки в экспертизе и мониторинге качества учебников. За этот же период критерии оценки менялись 12 раз, что свидетельствует об отсутствии устойчивой системы оценки. До сих пор не реализован порядок экспертизы через информационную систему мониторинга госуслуг, из-за чего процедуры продолжают вестись в бумажном формате. Лицензирование, как один из инструментов обеспечения государственных гарантий получения качественного образования, остается проблемным вопросом. В стране продолжают функционировать 66 школ без лицензии, включая государственные.

Низкий процент успешного прохождения аттестации образовательных учреждений также говорит о системных проблемах. На сегодняшний день только 18,2% школ проходят ее с первого раза.